Диалог

Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику на интересующую Вас тему

Пожалуйста, воспользуйтесь для этого нижеприведенной контактной формой «Оставить ответ. Комментарий». Регистрироваться для этого на сайте не обязательно.

596 комментариев

  1. Добрый вечер, батюшка! У меня к вам такой вопрос: у нас с мужем умер ребёнок, окрестить не успели, прожил всего неделю, можем ли мы ставить свечи за упокой в храме?

    • Можете. Но не более этого.

  2. Батюшка,благословите.Спасибо За нужный и полезный сайт. Если позволите у меня такой вопрос. В молитве святого Иоанна Дамаскина не вполне понятны следующие слова: «…,да не когда усну в смерть,да не когда речет враг мой: укрепихся на него». Где найти разЪяснение ? Еще раз спасибо.

    • Наталья, слова эти заимствованы из Книги Псалтирь — Псалом 12, стихи 4-5. По русски они звучат так: «Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; Да не скажет враг мой: «я одолел его».
      «Просветить очи» — в духовном смысле значит то же, что дать жизненный дух, вдохнуть жизнь. Греховная жизнь помрачает душу человека и подвергает ее вечной смерти. Чтобы избавиться от греха, нужно искать света истины Божественной, нужно молить Господа о просвещении ума и сердца, этих духовных очей. Это и делает царь Давид (автор псалма), прося Господа Бога как бы так: не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, посмотри на меня милостивым Твоим оком и дай жизнь духовным очам моим, оживотвори умерщвляемую грехом мою душу, чтобы мне не уснуть сном смертным. Если не сделаешь этого, то может случиться, что враг мой (сатана), видя меня слабым и беззащитным, погруженным во тьму греховную, еще более усилит свои козни надо мной, еще более станет превозноситься и будет говорить: я преодолел, победил его: «укрепихся на него».

  3. Батюшка, слышала, что святая вода (в частности, крещенская) сохраняет свои свойства только в течение года. Это правда? И что потом делать с остатками? И еще. Правда ли, что в полночь на Крещение вся вода, включая водопроводную и воду из водоемов, делается на какое-то время святой? В таком случае зачем освящают иордань? Спасибо.

    • 1. Ольга, по этому вопросу — о сохранности святой воды — нет ни одного упоминания в церковных догматах. Но есть благочестивая традиция, складывающаяся из приобретенного со временем опыта, утверждать, что святая вода действительно может долго сохраняться. Год, два или больше — сроки никем не устанавливались. Давайте, лучше, вспомним, что святая вода — это святыня, которая подается нам для освящения (себя, окружающего нас мира). Она является неким прообразом будущей вечной жизни, где нет тления, т.е. смерти. В Церкви много таких прообразов, которые помогают человеку чаще вспоминать о своем небесном призвании.
      2. Что делать с остатками крещенской воды? Подливайте туда новую. Если вода испортилась, осторожно вылейте ее в место, где не топчется ногами земля, не гадят животные. Если есть дома цветы в горшках с землей — можно вылить туда. Но не в канализацию!
      3. В полночь, или в любое другое время, 19-го января (по н.ст.) или в любой другой день — вода сама по себе освятиться не может. Иначе возникает вопрос — зачем Богу надо было создавать Свою Церковь со всеми Ее священнодействиями? Если все происходит по расписанию — тогда остается сидеть дома и ждать заветного часа. Потом подставлять ведро под кран — и вуаля! Запас святыни на год! Зачем нужно идти в храм, молиться, ждать? Зачем вообще нужно молиться, если все происходит само собой. Все эти утверждения о самосвятстве есть плод больного воображения людей глубоко неверующих. Почитайте Евангелие — Господь очень часто напоминает Своим ученикам о необходимости молитвы к Богу. Например, «просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7);»Отец даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11); «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мр. 11, 24) и т. д. Для чего Христос об этом нам говорит со страниц Священного Писания? Чтобы научить нас молиться Отцу нашему Небесному. Чтобы через молитву мы бы постоянно помнили о Нем, и получали бы Божественную благодать для укрепления своих духовных сил в деле личного спасения. Это есть духовная жизнь, без которой мы никогда ни на йоту не приблизимся к Богу. Без этого мы даже и мечтать о спасении своей души не должны. Ведь молитва — это особенный вид человеческой деятельности (если хотите — тяжелый труд). Без труда мы никогда не получим и плодов труда. Если человек не живет верой в Бога, если его жизнь наполняется чем угодно, но не духовным богатством — ему попросту не надо беспокоиться о Царствии Небесном. Ему там будет скучно. Если здесь, на Земле, мы не научимся любить Бога, то за гробом мы этого сделать тем более не сможем.
      4. Водоемы для того и освящают Великим чином в день Богоявления, чтобы мы приобщились святыне, чтобы вспомнили, что принадлежим одновременно двум мирам: физическому (телом) и духовному (душой), и освятили бы наши тела и души. Чтобы научились быть соработниками Богу на Земле, духовно преображаясь и преображая мир вокруг себя с помощью Божией благодати.
      p.s. Почитайте на сайте раздел «Статьи». Там, я думаю, Вы найдете ответы на все интересующие Вас вопросы относительно святой воды.

  4. Спасибо за ответ, батюшка. Если позволите, еще два вопроса.
    1. В Оленегорске каждый год на Крещение группа энтузиастов устраивает купания в проруби на Комсомольском озере. Официальной поддержки эта инициатива пока не получила. А как к ней относится Церковь? Прорубь-то, согласно канонам, надо освящать… Вообще, купание в крещенской проруби — это народный обычай, появившийся стихийно, или все-таки оно имеет какую-то истрическую подоплеку (за исключением того факта, что обряд крещения производится при помощи воды)?
    2. В последнее время воспитанники Воскресной школы стали периодически выступать в МДЦ «Полярная звезда» — они ставят спектакли на христианские темы. Вы в них тоже участвуете. Значит ли это, что Церковь изменила свое отношение к актерской деятельности, которое было некогда довольно жестким?
    Еще раз спасибо, и — с январскими праздниками!

    • 1. Думаю, что в этом году прорубь на Комсомольском будет освящена. Ледяное же купание не имеет никакого отношения к Великому освящению воды, которое совершается на Богоявление. Известно, что этот обычай установлен в народе ради «омовения» грехов для ряженых, которые колядовали, изображая нечистую силу. Чтобы смыть с себя это беззаконие, нужно на праздник Крещения Господня сигануть в ледяную прорубь. Чего только народ не придумает! Без покаяния никакая прорубь не поможет нам очистить свое сердце.
      2. Назвать наше школьное творчество актерской работой, наверное, будет неправильным. Это просто одно из средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Раз такой язык для детей более понятен — почему бы его не использовать? Собственно, на сцену МДЦ мы вышли не так давно — для нас это стало неким выходом «за церковную ограду» в мир. Дети в день спектакля всегда чувствуют себя миссионерами, которые возвещают другим христианские истины через персонажей пьесы. До МДЦ, каждый год, дети участвовали в подобных мероприятиях на других «подмостках» — в Воскресной школе, в социальных учреждениях города с теми же целями и задачами.
      3. Отношение Церкви к т.н. лицедейству, действительно, было неоднозначным. На 5 и 6 Вселенских Соборах осуждался языческий театр. Святые отцы, такие, как Иоанн Златоуст, Василий Великий в своих сочинениях, называя лицедейство грехом, говорили о разврате, распущенности, жестокости, злоречии языческого театра. Именно там воспевались оды повсюду изгоняемому язычеству. Здесь, как Вы заметили, речь идет о языческом лицедействе. Но времена изменились, театр приобрел другие формы, появились христианские пьесы, христианские драматурги. Известно, что свт. Димитрий Ростовский, автор 12-томника «Житий святых», основал при своей семинарии театр, и даже сам слагал для него пьесы. У нас в Воскресной школе постановки связаны непосредственно с двумя великими христианскими праздниками — Рождеством Христовым и Пасхой.
      4. Мое личное участие в Рождественской пьесе, как об этом было сказано после спектакля, было предпринято из миссионерских соображений, исходя из слов апостола Павла: «…для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть участником его» (1 Кор. 9: 22–23). Ведь один из принципов православной миссии — использование разных языков, в психологическом смысле (театр здесь как один из языков). Церковь не может отвергать те области человеческой жизни, где она может сказать свое слово о Христе, и те средства, которые пригодны для проповеди Евангелия. Надеюсь, что дети чувствовали духовную поддержку батюшки, и смогли преодолеть волнение, забывчивость, быть более уверенными на сцене. И даже более искренними. Мне кажется, что большинство сидящих в зале тоже это увидели, и конечно, прочувствовали духовную радость праздника Рождества.

  5. Батюшка, здравствуйте! Хотелось бы узнать отношение Церкви и Ваше личное к так называемым колядкам. У нас в Оленегорске этот обычай принял какую-то довольно уродливую форму: группы детей разных возрастов (зачастую одетых весьма небедно) ходят по квартирам и фактически требуют денег. Даешь им конфеты или другие сладости — кривятся и выражают явное недовольство. Причем делается это не только в Сочельник, но чуть ли не на протяжении всего января.

    • Колядки корнями врастают в языческие традиции славян. К нам обычай колядовать пришел с Украины. Там до сих пор поют т.н. щедривки (из аграрной магии), ходят по домам ряженые (от лица потусторонних сил — не что иное, как проявление оккультизма). Церковью была предпринята попытка христианизировать эти традиции, раз уж они совпадают с Рождеством Христовым. Появились христославы — те, кто поют песни, прославляющие Рождество Христа. Сама по себе традиция петь рождественские колядки в период святок прекрасна. Это тоже своеобразная проповедь о Боге, пришедшем в мир ради нашего спасения. Тексты таких колядок умилительны. Но здесь надо понимать, что ты поешь и для чего. Во всяком случае, неверующие колядовщики выглядят глупо.
      В современном российском обществе налицо реставрация языческих традиций. Если и предпринимается попытка колядовать, то обязательно вперемешку со всяким словесным мусором. Цель таких колядовщиков не Бога прославлять, а попросту тусоваться, при этом, как Вы правильно заметили, Александр, все это принимает уродливые формы. К сожалению, наше подрастающее поколение все еще лишено возможности изучать нашу православную культуру, наши духовные традиции; взамен с жадностью поглощает всякий суррогат (например, Хэллоуин).

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели