Диалог

Здесь Вы можете задать свой вопрос священнику на интересующую Вас тему

Пожалуйста, воспользуйтесь для этого нижеприведенной контактной формой «Оставить ответ. Комментарий». Регистрироваться для этого на сайте не обязательно.

596 комментариев

  1. Здравствуйте, отец Валерий!
    Сейчас наверно как никогда раньше интернет наводнен порнографией, кругом мелькают порнографические банеры, всплывающие окна, огромное количество навязчивой рекламы порнографических сайтов, с жуткими извращениями и различной тематикой, благо, что сегодняшние современные программные средства помогают достаточно эффективно решать большинство этих проблем. Но только они не могут решить самую главную проблему: не возможно поставить такую программу себе в голову. Наверно мне понадобилось лет 10, а то и больше, чтобы стать очень сильно зависимым от порнографии и чем дальше, тем больше понимаю какое это зло и как теперь трудно ему противостоять. Я давно очистил свой компьютер от этого мусора, выбросил все диски, удалил ссылки, но не могу очистить свои мысли и сознание от этого. Работа за компьютером и постоянный доступ к сети все очень упрощает, ведь всегда найдется минутка-другая, чтоб зайти на порносайт (их адреса сидят в голове), а в итоге проводишь там часы. Мне это очень мешает жить, а как бороться с этим я не знаю. Я каялся и исповедовал этот грех, но меня не хватило надолго и снова возвращаюсь к прежнему.
    Что мне делать?

    • Что же делать? Без борьбы не обойтись.

      При этом нужно помнить, что своими силами мы можем только контролировать поведение, но устранить само желание мы не в состоянии. Утверждая это, мы сразу избегаем двух крайностей: считать, что от нас ничего не зависит, что мы обречены на грех, а также считать, что мы сами, без помощи Божией, можем преуспеть в освобождении от этой зависимости и приобретении чистоты в мыслях. Вот несколько советов:

      1. Начинать борьбу с нечистотой нужно с помощью ограничения своих желаний и понуждения себя к жизни с Богом. Укажем на необходимость смиренной молитвы об очищении сердца, о помощи Божией в борьбе с этим грехом, сопровождающейся исповеданием собственного бессилия. Помогают обычные аскетические средства: воздержание в пище и питии, обуздание взора, ограничение в сне в сочетании с молитвой и чтением Писаний, но особенно помогает постоянная память о смерти и смиренное терпение неприятностей и личных оскорблений. У человека, постоянно занятого очищением своей совести слезами покаяния, мысли о наслаждении просто не задерживаются. Об эффективности этих решений свидетельствует опыт борьбы с блудной страстью подвижников Церкви.

      2. Зачастую страстные помыслы (фантазии) берут начало в нашем прошлом. И тут нужно просто просить Бога, чтобы он показал нам не только наслаждение, которое мы получили в прошлый раз, но и муки совести, с которыми это было связано – показал прошлое без прикрас, в реальном свете. На самом деле, иногда требуется серьезное исследование травм прошлого. В литературе встречается описание случаев, когда человек, проработавший насилие в детстве, покаявшийся сам и простивший обидчиков, избавлялся от многих нечистых практик.

      3. Часто мастурбация связана с тревогой и депрессией, и здесь самое лучшее средство — стать оптимистом. Но пусть это будет не поверхностный оптимизм популярной психологии, а оптимизм, выстраданный в молитве, основанный на непоколебимой уверенности в Боге и Его любви. Мы должны понять, что страдания и жертвы необходимы для нашего роста, научиться принимать неприятности как волю Божию, как Его заботу о нас, чаще благодарить Бога и хвалить Его милость, и верить, что нам «все содействует ко благу». Собственно, в этом и заключается христианская добродетель надежды. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что иноки древности для борьбы с печалью использовали следующие короткие молитвенные воззвания: «Слава Богу за все», «Господи, предаюсь Твоей святой воле и буди со мною воля Твоя», «Господи, благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня», «Достойно по делам моим приемлю: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В случаях побуждения к нечистоте нужно молиться не о том, чтобы Господь не допустил до греха, а о том, чтобы принять со смирением эту тревожную ситуацию и успокоиться, тогда и желание отпадет. Следует помнить, что сексуальное отыгрывание может облегчить боль, но только Христос может ее устранить. Некоторые авторы рекомендуют использовать юмор для высмеивания возникающих грустных мыслей, однако, думается, не менее эффективным будет просто искренне помолиться простой молитвой, почитать канон или Псалтирь. В книге Марио Бергнера есть один совет, который помог лично ему: «Когда почувствуешь желание так поступить, вместо этого падай на колени и молись». Марио заходил в спальню, ложился – желания приходили, он спрыгивал с постели и молился. По несколько раз за вечер. Несколько десятков раз за неделю. Зато скоро он приобрел навык молиться и избавился от этой страсти.

      4. Также нужна и регулярная Исповедь у постоянного духовника, по возможности сопровождающаяся Причастием. Открытие своих грехов другому человеку предохраняет сердце от огрубения, а опытный взгляд со стороны помогает лучше понять, как же бороться со страстями. Кроме того, мы верим, что Сам Господь прощает грехи в Таинстве Исповеди, а Причастие Его Тела и Крови обновляет нас и соделывает подобными Богу, дает силы для борьбы и победы. Вообще, серьезная духовная жизнь со временем полностью преображает человека изнутри, что отражается и на внешнем облике.

      5. Когда мы наполним свою жизнь активностью, восполним потребности: будем заниматься любимым делом, будем вести более насыщенную жизнь в плане общения со здоровыми и духовными людьми (в первую очередь, нашими близкими), будем заниматься спортом, чтобы не завидовать другим и улучшить физическое состояние, когда мы будем перейдем от зацикленности на себе, на своем удовольствии к жизни ради других, и на место идола удовольствия поставим жажду Бога — мы сможем контролировать эту страсть.

      6. Если говорить о чисто технической стороне вопроса, то нужно найти активаторы влечения и отрезать себя от источников соблазна: порнографии в любых ее видах, фетишей, в т.ч. собственного тела (например, перед зеркалом или в ванной), ассоциативных компонентов – подарков, музыки, мест, памятных дат. Нужно понять, какие ситуации провоцируют эту зависимость, и постараться изменить строй своей жизни так, чтобы избавиться от провоцирующих ситуаций (к примеру, изменить режим дня либо распорядок рабочей недели).Часто нужно просто заранее планировать свое время, не откладывать дела на потом, чтобы не попадать в тревожащие ситуации, провоцирующие отыгрывание. Нужно наложить ограничения на употребление алкоголя, ведь именно в состоянии опьянения человеку труднее контролировать свои чувства, а сам алкоголизм только углубляет депрессии. Впрочем, здесь следует иметь ввиду, что отказ от провоцирующих грех вещей не является полным решением вопроса. Нужно изменить сознание и жизнь (!) – тогда эти крючки нас не будут зацеплять.

      7. Всегда для полного освобождения требуется решительный шаг. Пока мы хотя бы теоретически допускаем место этой страсти в своем сердце, она не уйдет. Нужно исполниться твердой решимости оставить страсть, даже разгневаться на нее – сколько же можно нас терзать – и она сама убежит от нас. Настоящее покаяние предполагает не теплохладность, а реальный ужас греха и гнев на страсть, воля к тому, чтобы ее оставить раз и навсегда.

      И еще. Слишком часто мы концентрируемся только на борьбе с грехом, и эта порой мелочная борьба нас выматывает — и вместо того, чтобы, например, приобрести смирение, мы впадаем в уныние! Между тем, наша главная цель должна быть не отрицательной, а положительной – заключаться в познании воли Божией, всеблагой и радостной для каждого человека, и в совершенствовании в добродетели, исполнении правды Божией.

      Так что, не ослабевайте в надежде, что любая проблема в этой жизни, в том числе проблема чистоты телесной и душевной, может быть решена с Божией помощью, живите в Церкви, идите за Христом, и тогда для Вас ничто не останется невозможным.

      Помоги, Господи!

  2. Здравствуйте отец Валерий!
    Этим летом побывал в отпуске в Египте. Из большого количества рассказов об этой стране узнал о том, что если девушка не мусульманской веры хочет выйти замуж за мусульманина она обязана принять ислам. В связи с этим вопрос, если человек был крещен в православной церкви и принимает ислам, является-ли это одним из смертных грехов отречением от господа? Некоторые утверждают, что бог един и не важно как его имя Христос, Аллах или Будда, но ведь вера-то другая, что у для мусульманина может быть нормальным в христианстве считаться грехом.

    • Евгений, те, кто утверждают, что Бог один, и не важно, как Его имя — Христос, Аллах или Будда — сильно заблуждаются. Только Христос есть истинный Бог: «… ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» — так проповедовал апостол Петр, «исполнившись Духа Святого» (Деян. 4:8, 12).
      Если говорить о Будде — то сами буддисты почитают его как учителя, достигшего Просветления, но не как бога. В этой религии понятие Бог растворилось в Космосе. Есть наивысшее состояние Покоя, достигнув которого, можно стать буддой. Там нет места Христу, учащему любить врагов своих. В состоянии Покоя у тебя нет ни друзей, ни врагов, ты никак не ощущаешь этот мир.
      В мусульманстве также нет места распятому на Кресте Спасителю. Если Вы скажете магометанам, что Аллаха распяли, они Вам помогут тотчас достичь «полной нирваны». Господа Иисуса Христа они держат за великого пророка, наравне с Магометом.
      Возьмите любую другую мировую религию — там нет Мессии, Страдающего и Умирающего на Кресте за грехи человеков. Везде бог — или бесстрастное существо, которому нет и дела до человека, уставшего искать своего Творца; или деспот, который навязывает свою волю человеку, угрожая ему расправой; да какой угодно — только не страдающий вместе с человеком. И только в христианстве мы видим Бога, Который Сам за нас умер, чтобы подарить нам вечность.
      Можно, таким образом, сделать вывод: только религиозно-индифферентные люди могут утверждать, что Бог один — и не важно, как Его имя. Им все равно, есть ли Бог и кто Он на самом деле.
      Отказаться от Православия и принять ислам: грех это или нет? Мы выяснили, что у христиан и у мусульман не один и тот же Бог. Значит, принять ислам является отречением от Христа. В первые века существования Церкви Христовой, отмеченных страшными гонениями на христиан, мученики предпочитали умереть за Христа, нежели отречься от Него. Спустя много веков, уже в 20-м веке, также отмеченным страшным гонением на православных христиан, наши с Вами соотечественники умирали за Христа, предпочитая оставаться верными Ему до конца. Думаю, что после этих объяснений Вы сможете сами ответить на поставленный Вами же вопрос.

  3. Как правильно поститься беременным женщинам?

    • Здравствуйте, Наталья! Я стараюсь не давать общих советов, как правильно поститься конкретному человеку, так как такие вопросы лучше всего решать в частной беседе с духовником (священником, которому Вы исповедуетесь). Тот Устав поста, который наша Церковь взяла за основу, на мой взгляд, сегодня уже нельзя применять к современным жизненным условиям. Я имею ввиду «гастрономическую» сторону поста: что есть, сколько и когда. Это тоже нужно делать с рассуждением, чтобы не навредить себе. Да и главная цель поста состоит как раз не в том, что упадет в наш желудок, а с каким сердцем мы будем дальше жить. Или оно будет преисполнено нечистых желаний, и тогда 40 дней поста превратятся в диету; или мы хоть немного сумеем преодолеть в себе то «нечистое», что стоит перед нам преградой на пути к Царству Небесному.
      И все же, традиция разрешает беременным женщинам послабление в посте. По силам.

  4. Здравствуйте, отец Валерий! Подскажите пожалуйста, если человек чувствует, что одного покаяния на исповеди недостаточно, может ли он просить священника назначить ему епитимию?

    • Нина, обычно духовник решает этот вопрос сам. Трудно представить ситуацию, в которой на приеме у врача больной сам назначает себе лечение, не правда-ли? Видимо то, что Вы называете «покаянием», может быть, не всегда выглядит как раскаяние. Это случается, когда мы хотим выглядеть в глазах духовника лучше, чем мы есть на самом деле, и вводим его в заблуждение. Но это, всего лишь, предположение. Повторюсь, такие вопросы решаются всегда в индивидуальном порядке, поэтому трудно дать общий совет. Положитесь на Промысл Божий.

  5. Батюшка,благословите, у меня такой вопрос: мы с моим молодым человеком планируем создать семью. Хотели расписаться в декабре, но знаем, что с 28 ноября начинается пост и заканчивается 7 января, скажите, в это время нельзя венчаться или расписываться тоже нельзя? Ваш ответ очень важен для нас. Заранее благодарю за Ваш ответ.

    • Вы правы, Екатерина, в период поста браковенчание в Церкви не совершается. Кроме того, после Рождественского поста есть еще Святки, которые продолжаются до Крещения Господня, т.е. до 19 января. На Святки также браковенчание не совершается. Это объяснимо. В дни поста христиане призываются к сугубому покаянию. Здесь неуместно проведение различных празднеств, так как они связаны с весельем. Веселье и покаяние — вещи несовместимые. Через внутреннее очищение во время поста верующие готовят себя к главному событию, ради которого установлен и сам пост. Рождественский пост — перед Рождеством Христовым, Великий пост — перед Светлым Христовым Воскресением, и т.д. Празднование других событий во время поста (пусть даже это будет свадьба) — это умаление нами значения этих христианских праздников. Поэтому, постарайтесь спланировать Ваше бракосочетание таким образом, чтобы оно не выпадало на постные дни.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели